Информация для родителей

- О чем говорит детский рисунок. Консультация психолога
- Фразы с двойным смыслом
- Страх медицинских процедур

О чем говорит детский рисунок. Консультация психолога

Рисунок является отражением внутреннего мира ребенка. С помощью рисунка он переносит свои чувства на бумагу. Стоит отметить, что анализ рисунка можно проводить начиная с 4-5 лет. До этого возраста малыш только пробует карандаш, кисть, экспериментирует. Это могут быть кляксы, черточки, головоноги и пр. интересные существа. Ребенок растет, со временем его изобразительная деятельность начинает осуществляться по замыслу. Это уже не просто рисунок, это речь.

Чтобы лучше понять то, что ребенок чувствует, предложите ему нарисовать семью. Для работы понадобится лист А4 и карандаши (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый цвета). Данная методика направлена на прогноз индивидуального стиля поведения, оценку переживаний и эмоционального реагирования в значимых ситуациях.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть нашего мероприятия. Если ребенок спрашивает, что ему нарисовать, объясните что вам интересно то, как нарисует именно он.

Обращается внимание на последовательность рисования деталей, паузы более 15 сек, стирание деталей, спонтанные комментарии ребенка, эмоциональные реакции на их связь с изображаемым содержанием. Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее.

Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Главное, нужно помнить о том, что рисунок является информативным только после расспроса ребенка: что он чувствует, нравится ли ему рисунок. Все слова, которыми ребенок описывает рисунок, имеют отношение к тому, как он себя сейчас чувствует.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате».

Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

Запишитесь к нашему психологу, если вас беспокоит значение рисунков или общее эмоциональное состояние вашего ребенка. Получить полезный совет или решение для вашей проблемы даст Егорова Екатерина Леонидовна.


Фразы с двойным смыслом

Мы говорим ребенку:
«Давай быстрее!», «Поторопись!», «Замолчи!», «Стой!», «Отвечай!»
И не задумываемся о том, как расшифровываются эти фразы детьми.
Ребенок слышит:
«Ты не важен!», «Тебе придется отказаться от своих желаний ради моих».
Скажите иначе, например: «У нас 10 минут. Сколько тебе нужно, чтобы закончить игру?»

Мы говорим: «Посмотри, как хорошо он делает, а ты?».
Как понимает эту фразу ребенок? «Ты хуже других».
Как заменить эту фразу и не формировать комплексы у ребенка?
«Я люблю тебя таким, какой ты есть!»

Мы продолжаем воспитывать словами:
«Не хнычь!», «Не кричи!», «Не смейся!», «Не плачь!».
Что слышит ребенок?
Ребенок воспринимает эти установки как запрет на выражение собственных эмоций.
Как донести информацию правильно, не принося ребенку вред?
Постарайтесь понять его: «Ты, наверное, устала?», «Ты чего-то испугалась?».

Мы говорим: «Ну сколько можно повторять?!»
Ребенок слышит: «Ты дурак, ты неудачник!». Не очень приятная перспектива, верно?
Скажите иначе. «Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, давай вместе!»

«Как тебе не стыдно!»,- говорит мама, видя, как ребенок пришел с занятий в рваных штанах.
О чем думает ребенок, слыша такую фразу? «Я плохой, со мной что-то не в порядке».
Скажите иначе: «Все мы ошибаемся. Ошибка- это шаг вперед к умению и знанию».

Говоря об установках, неблагоприятную роль в воспитании могут играть женские и мужские стереотипы. Если вы находите в своем арсенале фразы, по типу: «Мальчики не должны бояться (плакать)!», а «Девочка должна быть послушной», то вам будет полезно поставить себя на место ребенка и попытаться понять эти фразы с его стороны.

Ребенок слышит: «Мужчина не имеет права на чувства», «А женщина всегда жертва». Может быть и вы слышали эти слова в детстве.
Попробуйте сказать по-другому: «Ты расстроился, ты рассердилась, это НОРМАЛЬНО испытывать такие чувства».

Таким образом, мы опять возвращаемся к отзеркаливанию чувств ребенка и этим выступаем для него лучшей поддержкой.

У ребенка нет стратегического мышления, ему не хватает опыта для оценки, он не видит перспективы, он не готов нести ответственность. Труд родителя не в том, чтобы принять на себя мучительное бремя насильника воли. А в том, чтобы просто понять.


Страх медицинских процедур

Страх медицинских процедур: уколов, прививок, а порой просто осмотра у врача, может вызывать у детей сильные неприятные эмоции и причинять дискомфорт родителям. Сегодня мы поговорим с вами о том, как преодолеть страх и подготовить малыша к визиту врача или болезненной процедуре.

Чтобы снизить интенсивность страха, нужно дать ребенку больше знаний о медицине. Информацию лучше преподносить на понятном ребенке языке, например, визуально, играя в «больничку» или игрушки.

Любимую куклу можно использовать в постановке представления, сюжет которого является травмирующим для ребенка, например: на прививку пришёл зайчик. Любимая игрушка попадает в "страшную историю", которая успешно завершается.

По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться эмоциональными бурными поведенческими реакциями (плач, смех и т.д.), в результате которых снимаются напряжение и тревога.

Специалисты называют много методических приемов, которые могут быть использованы в работе над преодолением страха.
В данном случае можно использовать четыре из них:
- анатомирование страха,
- манипулирование предметами страха,
- рисование страха,
- привыкание к предмету страха (десенсибилизация).

1. Анатомирование страха

Смысл приема состоит в объяснении ребенку, что собой представляет пугающий его предмет (например, шприц для инъекции). Как он устроен, "откуда берется", зачем нужен. Такие беседы устраняют "пробелы" в знаниях ребёнка и, следовательно, в его восприятиях, которые прежде заполнялись приписыванием какому-либо предмету опасных и страшных для ребенка качеств.

Занятия с детьми проводятся в форме беседы-игры, во время которой обсуждаются следующие вопросы:
"Как и для чего люди лечатся?"
- Человек, к сожалению, не всегда бывает здоров.
- Зачем врачи назначают лекарства?
- Какими бывают лекарства? (таблетки, микстуры, порошки).
- Как нужно принимать лекарства? (длительность приема, время приема).
- Чем можно и нельзя запивать лекарства, прописываемые вовнутрь?
- Почему это нужно делать по правилам?
- Почему хорошо быть здоровым?

С детьми-инвалидами обязательно обсуждаются и другие вопросы:
- Я и мое тело.
- Да, я болен (болел). Но моя болезнь - одна из моих индивидуальных особенностей. Как, например, голубые глаза у моего брата. Я сильнее болезни, потому что я все о ней знаю, потому что она - одна, а у меня есть союзники: мои близкие, врачи, друзья.
- Моя болезнь не очень пощадила мое тело, но у меня достаточно оснований, чтобы любить себя, и достаточно сил, чтобы быть успешным в жизни, чтобы радоваться каждому прожитому дню и людям.

В результате названных и других бесед дети понимают, что лечение - это не наказание за их плохое поведение и прочие "прегрешения", а помощь им в том, чтобы они были здоровыми и красивыми.

Далее можно побеседовать с детьми об инъекциях как одном из самых эффективных способов лечения:
- Укол (инъекция) - это неприятно, а иногда и больно. Что можно сделать, чтобы не было больно и страшно? Нужно расслабиться, взять маму или другого близкого человека за руку, можно любимую игрушку прижать к себе во время укола, можно улыбнуться медсестре, можно представить себя на месте шприца - он (как и медсестра) тебе, точно друг и т.д.

2. Манипулирование предметом страха

Способность управлять пугающим предметом, держать его в руках, чувствовать себя больше и сильнее его помогают ребенку приобрести чувство превосходства, властвования над ним. Если ребенок захочет выполнить агрессивные действия с этим предметом (порвать, скрутить и т.д.), то не следует его останавливать.

Можно использовать предметы, которыми пользуются медработники при проведении инъекции: различные шприцы, вата, иглы разных размеров. Детям разъясняется строение шприца и иглы. Они надевают, под присмотром взрослого, иглу на шприц, набирают в него "лекарство", делают инъекции пластиковым куклам.

До активного манипулирования со шприцом и иглой дети усваивали правила безопасной работы с этими предметами: не прикасаться иглами к телу человека; обязательно пересчитывать инструменты по окончании игры и др.

3. Рисование страха

Этот метод также направлен на формирование у ребенка ощущения собственной силы и превосходства над предметом его страха. Эффективным может оказаться такой прием: попросить ребенка нарисовать то, чего он боится, а рядом - себя.

Малыша следует "подтолкнуть", спровоцировать (если он сам так не сделает) нарисовать себя более крупным или чем-либо защищенным (например, с палкой в руках и т.д.) по отношению к пугающему его предмету.

До коррекционной процедуры дети изображали свои страхи большими по размеру, а себя - с широко раскрытыми глазами, выражающими страх.

После коррекционной процедуры может наблюдаться значительное уменьшение размеров и объемов, изображаемых объектов страха, появляются и другие признаки: меньшей тревоги, напряженности, социальной и психологической незащищенности.

4. Привыкание к страху (десенсибилизация)

Это уменьшение чувствительности по отношению к пугающему объекту, вследствие привыкания к нему. Это происходит в результате узнавания ребенком того, что собой представляет объект его страха, например, инъекцию-прививку делают для того, чтобы не болеть инфекционными (заразными) заболеваниями, а также в результате наблюдения ребенком нейтрального отношения взрослого к страшному для него объекту.

Десенсибилизации страха способствовали такие методические приемы, как манипулирование со шприцом, "разговор со шприцом", "перемигивание с ним", написание стихов в подарок шприцу, обучение детей расслаблению и сюжетно-ролевые игры: "Мы - врачи", "Лечим бегемотика" и пр.

Данные игры проводятся с детьми многократно, до тех пор, пока они просят об этом и, когда объективно фиксируется положительный эффект от занятий, то есть с очевидностью и для самих детей, и для взрослых, уменьшаются страхи ребят к медицинским процедурам.

Стоимость первичной и последующих консультаций уточните у менеджера